Концептуальный дизайн одежды подразумевает под собой преобладание смысловой наполненности модели над практической значимостью, то есть основополагающим звеном является определённая идея или комплекс идей, последовательно воплощающийся в фасонах, цветовых решениях, материалах, и вовсе не обязательно в рамках одной коллекции. Напротив, многие концептуальные дизайнеры придерживаются определённой идейной системы на протяжении нескольких сезонов или же вовсе всей своей карьеры.
Как о широком социокультурном явлении впервые серьёзно заговорили в 70-х, когда наступил переломный момент для мира высокой моды – принятие недопустимости каких-либо ограничений в модной индустрии как в одной из наиболее востребованных в тот момент форм искусства. Во многом этот процесс был определён влиянием японского концептуализма, первые образцы которого появились тогда на европейский подиумах.
Своеобразие японского концептуального дизайна нельзя охарактеризовать несколькими точными фразами, потому как он являет собой постоянный разрыв шаблона. Сложно описать статичным по своей сути понятием динамично развивающуюся систему, которой является японский концептуализм. Закрытость японского социума, запрет публичного выражения эмоций породили необычное мироощущение и взгляд на поиск своего места в цельной картине мира. Отсюда и многочисленные японские субкультуры, которые впору назвать экстремистскими, отсюда и неприятие каких-либо канонов, которое и было продемонстрировано в конце прошлого века флагманами концептуализма Иссей Мияке и Такадо Кензо.
Стоит ли замечать, что тогда «мессии» нового витка в развитии модной индустрии не были поняты и практически вытеснены из консервативного мира парижской моды? В тот момент модели из железа, пластика, кожи и резины считались безвкусицей, недостойной эстетического восхищения, а значит, и лишённой идейной наполненности. Однако такой «прохладный» приём не остановил японских концептуалистов, которые продолжали творить, чтобы через несколько лет получить всемирное признание.
Чтобы понять сущность и своё отношение к нему, достаточно обратиться к одной из наиболее известных коллекций Иссея Мияке – «Кусок ткани». Этот человек долгое время работал над особенностями взаимодействия культурных традиций Запада и Востока, постепенно сформировав собственный стиль и взгляд на эту проблему. В «Куске ткани» он совместил западную динамику силуэтов и восточную универсальность. Его модели являли собой разноцветные полотна ткани, которые могли видоизменяться, подчиняясь желанию человека, их носящего. То есть вновь на первый план выходит интерактивное взаимодействие личности и её выражения через внешний образ.
Современный концептуализм сложно представить без работ признанных японских мастеров и их бельгийских последователей, продолжающих определять курс развития этого стиля дизайна, признавая право каждого на самовыражение в любой форме.